Мой сайт
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Март 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Вторник, 07.05.2024, 19:17
    Приветствую Вас Гость | RSS
    Главная | Регистрация | Вход
    Главная » 2013 » Март » 13 » Нестандартный подход. в кремле выступили против �
    19:39
     

    Нестандартный подход. в кремле выступили против �

    Образовательные стандарты для старшеклассников отправлены на доработку и дорабатываться они будут как минимум три месяца. Но дискуссии вокруг них вряд ли станут тише. Накануне уже и помощник президента РФ Аркадий Дворкович раскритиковал образовательные стандарты, предлагаемые ведомством Фурсенко. ОБЖ ему не угодило аббревиатурой, "Россия в мире" – не существующий предмет, а физкультуру вообще стоит отменить, заявил Дворкович.

    О профилизации старшеклассников и о том, как она должна проходить, корреспондент Накануне.RU побеседовал с председателем думского комитета по образованию Григорием Балыхиным (фракция "Единая Россия") и его заместителем Олегом Смолиным (фракция КПРФ). Глава думского комитета по образованию не отрицает недостатки в деятельности рабочей группы при Госдуме, которую он возглавляет.

    Григорий Балыхин: К сфере образования у нас в России так или иначе относится 40 млн человек, то есть почти треть населения страны. Поэтому, новый проект закона "Об образовании" и новые стандарты для старшей школы вызывают интерес у очень большого числа людей.

    Вопрос: Многим до сих пор неясно, в чем суть новых стандартов и откуда они взялись. Взять, например, предмет "Россия в мире"…

    Григорий Балыхин: Сразу скажу, что все вопросы, которые возникают сейчас по стандарту, связаны с недостаточной информированностью населения. Это недостаток в работе и Министерства образования и науки, и рабочей группы при Государственной думе, которую я возглавляю. Если мы вводим выбор степени изучения предметов: интегрированный, базовый или профильный, а определения им не даем, то это неправильная политика.

    Если уж мы, члены рабочей группы, не всегда понимаем, что подразумевается под интегрированным уровнем, то как это смогут понять простые граждане? Срок разработки стандарта истек 15 февраля этого года, но мы продлили его еще на три месяца. Отмечу, что в пилотном режиме, как уже говорил об этом министр, стандарты для старшей школы будут внедрены с 1 сентября 2013 года, и произойдет это только тогда, когда будут разработаны основные программы, и учебники, а окончательный переход на эти стандарты планируется только в 2020 году.

    Так что никакой спешки в этом деле нет и не будет. А если говорить по существу, то подход, который подразумевает выбор уровня изучения предметов, на, мой взгляд, правильный. Другое дело, что мы не смогли разъяснить общественности, что такое предмет по выбору и что такое обязательный предмет.

    Вопрос: Это привело, например, к тому, что предметы по выбору сразу занесли в список "платных".

    Григорий Балыхин: Обязательными предметами будут все, а не только "Россия в мире", ОБЖ, физкультура и русский язык или русская словесность, и этих обязательных предметов будет 10-12, как о том и говорил Андрей Фурсенко. Другое дело, что теперь ученик сможет выбрать для себя какой-то один или несколько предметов и будет изучать их не на интегрированном или базовом, а на профильном, углубленном уровне.

    Если ученик захочет поступить на филологический факультет университета, то русский и литературу он будет изучать на профильном уровне. Но если он ничего не выбрал, он будет изучать все предметы на базовом уровне, то есть учиться так, как, допустим, мы с вами учились и сейчас учатся выпускники. В этом случае он получит полный объем знаний.

    Наша вина в том, что мы не смогли это объяснить обществу, и сейчас нас критикуют, поскольку, мы, дескать, только физкультуру хотим сделать обязательной. Она будет обязательной, потому что нет уровня, который тут мог бы выбрать ученик. Тут все должны быть готовы физически к тому, чтобы трудится на благо Родины и защитить ее, если потребуется. То же самое касается и ОБЖ, и такого предмета как "Россия в мире".

    Еще один момент, о котором говорят противники стандарта, действительно, заключается в том, что якобы "необязательные" предметы станут платными. Но это не так. В рамках стандарта финансироваться будут все предметы. Но если, предположим, школа захочет, помимо базовых английского, французского, немецкого и испанского языков, ввести еще один иностранный язык, то тогда он может быть платным. Если кто-то где-то попытается сделать платным обязательный предмет из школьного стандарта, то это прямое нарушение закона и повод обращаться к прокурору. Директора должны помнить, что такой поворот событий может привести их за решетку.

    Вопрос: Каким будет обсуждение стандартов в ближайшее время?

    Григорий Балыхин: В марте мы проведем несколько больших "круглых столов", на которых попытаемся разъяснить,что такое стандарты и как они будут работать. Они будут проводиться и на площадке Всероссийского педагогического собрания, и пройдут в федеральных округах. Если мы убедимся, что общественность принимает стандарты, и все разногласия сведены к минимуму, если мы не встретим каких-то принципиальных возражений со стороны учительского сообщества, и если волна критики, которая сейчас обрушивается на нас, действительно связана с плохой информированностью, то мы будем рекомендовать стандарт к одобрению. Если же стандарт окажется неприемлемым, то он будет переработан.

    Депутат Государственной думы Олег Смолин отмечает, что сейчас пороков у этого стандарта много.

    Олег Смолин: О стандарте будем судить, когда он появится на свет. Недавно рабочая группа включила в число обязательных предметов русский язык или русскую словесность. Но все равно пороков у этого стандарта много. Первое. Стандарт обещает, что на федеральном уровне будет задано 40% содержания образования. Все эксперты говорят, что если этот уровень менее 70%, то единое образовательное пространство разваливается. Второе. Вопреки тому, что нам говорят, стандарт, на самом деле, не расширяет свободу выбора для ребенка, а ее ограничивает.

    Вопрос: Почему вы так считаете?

    Олег Смолин: Большинство детей в конце 9 класса не готовы выбрать предметы для своей будущей специальности. Я недавно провел небольшой опрос в аудитории среди сотни студентов и задал простой вопрос: кто к концу 9 класса знал, кем он хочет быть? Поднялась всего одна рука. Тем не менее, стандарт принудительно заставляет делать детей выбор, к которому они не готовы.

    Третье. Если верить стандарту, который опубликован, то ребенок, захотевший, например, получить качественное образование в области естественных наук, сможет из образовательной области "естествознание", включающей биологию, химию, физику и экологию, бесплатно получить всего один предмет. За остальное придется платить. Это не расширение свободы выбора. Это расширение свободы заплатить за тот или иной предмет.

    Четвертое. В рамках стандарта много говорится об условиях образовательной деятельности. Эти условия описаны просто прекрасно: бассейны, танцевальные залы, мультимедиа комплексы. Все прекрасно. Но есть одна фраза, которая все перечеркивает. Оказывается, все это должно обеспечивать не государство, а школа за счет своих бюджетных и внебюджетных источников. Подавляющее большинство российских школ близко не имеют таких условий, и понятно, что эти финансовые затраты лягут на родителей.

    Авторы стандарта любят поговорить о патриотизме, но они путают три совершенно разные вещи: Родину, как абсолютную ценность, государство, как относительную ценность и, правительство, как очень относительную ценность, ибо в странах с мало-мальски развитой демократией правительства меняются регулярно. Под видом патриотизма авторы стандарта пытаются воспитывать лояльность к действующему правительству, но судя по имеющемуся опыту, они добьются обратного результата.

    Невозможно говорить о патриотизме, и при этом сделать русскую литературу предметом по выбору, так же как и русскую историю. Так что, когда работники министерства начинают говорить о патриотизме, это тот самый случай, когда можно вспомнить Толстого: патриотизм - последнее прибежище негодяя.

    Вопрос: Нередко сравнивают наши стандарты с теми, что действуют в США.

    Олег Смолин: Действительно, наш стандарт – плохая копия американского стандарта для старшей школы. У американцев можно учиться многому, но только не образовательным технологиям. Если мы действительно хотим позаимствовать что-то у других стран, то, может быть, нам стоит начать с параметров заработной платы учителей, системы налоговых льгот для образования, степени влияния общественности на школу.

    Результат этой реформы предсказуем: богатые люди либо будут вывозить своих детей за границу, либо будут платить за образование здесь. Всем остальным придется выворачивать карманы. Я говорил Андрею Фурсенко, что в последнее время динамика развития наших показателей в международных рейтингах выглядит так: в советское время мы входили в тройку лидеров, а дальше по данным последних четырех докладов ООН об уровне человеческого капитала, мы последовательно опускались вниз: 15, 26, 41, 54 место.

    После принятия этого стандарта покатимся во вторую сотню. Но все-таки я надеюсь, что этот стандарт не примут. Если мы соберем под знаменитым протестным письмом Сергея Волкова не 24 тыс. подписей, а 24 млн, то наши власти задумаются.

    ***

    Помощник Президента РФ Аркадий Дворкович считает, что российские школы не готовы к введению предлагаемых стандартов для старших классов. Об этом он сообщил в рамках встречи со старшеклассниками УрФО – участниками второго тура конкурса "Юношеская восьмерка" в Екатеринбурге накануне.

    "У нас пока не способны будут школы дать возможность всем взять любой профильный уровень. Не готовы ни учителя, ни технологии, ничего – просто не готовы. А там (в проекте федерального образовательного стандарта для старшей школы – примечание Накануне.RU) написано, что нужно взять как минимум три профильных предмета.

    Я с трудом себе представляю хотя бы более 10% школ, где есть достаточный уровень квалификации и технологий, чтобы дать возможность взять три профильных предмета", - сказал он. Аркадий Дворкович также заметил, что в перечень обязательных предметов в имеющемся на сегодняшний день проекте стандарта включен несуществующий курс – "Россия в мире".

    "Россия в мире – вообще не существующий предмет и вообще никто не понимает, как он будет преподаваться. У нас нет учителей по нему – у нас ничего нет, все с нуля начинается. И при этом мы три предмета объявляем обязательными, а все остальное - как бы необязательным. Во-первых, это абсолютно не так – обязательными являются все предметные области. Но их можно будет проходить на разных уровнях – интегрированном, базовом и профильном уровнях", - пояснил Аркадий Дворкович.

    В целом же, по его словам, стандарты пока написаны "не очень удачно и в них есть проблемы", однако тот факт, что они предполагают возможность выбора профиля, Аркадий Дворкович считает позитивным. Рассуждая о стандартах, он добавил, что урока физкультуры как такового в школе вообще не должно быть.

    "Я вообще считаю, что не должно быть урока физкультуры - должно быть интересно заниматься каким-то видом спорта, каким-то активным занятием. Это не должен быть урок вообще. Не нужно всех заставлять по канату карабкаться или через коня прыгать.

    Я понимаю, что это далеко не всем может быть интересно, и я не понимаю, почему именно это является минимальным требованием. А если это борец сумо будущий – ему тоже надо по канату лезть?.. Я уверен, что можно найти способ сделать так, чтобы всем интересно было заниматься физкультурой или спортом", - заключил Аркадий Дворкович.

    Просмотров: 206 | Добавил: useque | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz