Мой сайт
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Март 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Суббота, 04.05.2024, 08:59
    Приветствую Вас Гость | RSS
    Главная | Регистрация | Вход
    Главная » 2014 » Март » 21 » Альны
    23:23
     

    Альны

    Управляющий торговым домом Карл Схефальс жил на последнем этаже здания


    ев Успенский в своих «Записках старого петербуржца» вспоминает, как его мама, желая, чтобы сын-подросток выступил распорядителем на благотворительном вечере, подбирала ему костюм: «Я стоял перед нею в подростковом пиджачке, при галстуке, но в коротких штанишках "а-ль-англез", она долго рассматривала меня, потом вздохнула: "Да, придется уже настоящий покупать… Светло-серый! Одевайся, поедем к Мандлю. Нет — к Эсдерсу-Схефальсу…"»

    Мандль, Эсдерс и Схефальс здесь не имена портных, как можно подумать, а названия знаменитых столичных магазинов, торговавших готовым платьем. «К Мандлю? К Мандлю меня водили в одиннадцатом году, когда папа был еще надворным (надворным советником. — Прим. ред.). Теперь он стал статским, а это требовало Эсдерса и Схефальса у Красного моста».

    Стефан Эсдерс начинал свое дело в Брюсселе, где организовал швейную фабрику, а в 1890 году открыл универсальный магазин. Впоследствии отделения Торгового дома «Эсдерс» появились в Роттердаме, Вене, Бреслау (Вроцлав), Париже. В Петербурге, куда фирма пришла в 1904 году, партнером Эсдерса стал его племянник — Карл Схефальс. Возможно, российским филиалом управляли два кузена: Схефальс и Эсдерс-младший, тоже Стефан.

    «На Мойке я, от досады сутулясь и делая глупый вид, стоял перед гигантским тройным зеркалом. Совершенно равнодушный ко всяким одеяниям, я стремился воочию показать это миловидным, но презренным барышням, поворачивавшим меня так и сяк. Продавщица, легонько проведя у меня между лопатками нежной ручкой, дабы "придать линию", сделала экстатическое лицо:
    — Как сидит, мадам?! Молодой человек — брат мадам?
    Да, тогда умели обольщать покупательниц! За этого "брата" мама — умная, самостоятельная в суждениях женщина — могла взять в придачу и два таких костюма…»

    Торговый дом у Красного моста — представитель класса grand magasin, шикарных, просторных дворцов потребления, появившихся в Париже в конце 1860-х годов (первым был магазин Printemps) и благополучно существующих до сих пор. Тогда отцу-основателю Жюлю Жалюзо пришла в голову счастливая мысль продавать в магазине все — от кружев и мехов до манто, шляп и зонтиков. Да еще время от времени устраивать распродажи! Grands magasins оказались таким же будоражащим явлением, как торговые моллы для нынешних горожан. Были тесные лавки и лавочки, считай, ларьки, оптовые рынки, примерка на газетах, и вдруг рядом возникли чистые, благоухающие, залитые светом галереи с наряженными манекенами в огромных витринах. Один из таких магазинов под названием «Дамское счастье» описал в одноименном романе Эмиль Золя. Летописец нравов своего времени, он не мог пройти мимо типологических героев: расторопных владельцев бизнеса, разоренных ими соседей-лавочников, бедной провинциалки, принятой в торговый дом продавщицей. Помимо производственных склок Золя подробно описал, как такой магазин выглядел. А выглядел он как смесь дома Эсдерса с Домом книги — зданием компании «Зингер». «Этот огромный дом преисполнил Денизу (героиня романа. — Прим. ред.) неизъяснимым волнением. На срезанном углу выделялась высокая стеклянная дверь в орнаментальной раме с обильной позолотой; дверь доходила до второго этажа. Две аллегорические фигуры — откинувшиеся назад смеющиеся женщины с обнаженной грудью — держали развернутый свиток с надписью "Дамское счастье". Отсюда сплошной цепью расходились витрины. Сквозь их зеркальные стекла, а также в окна второго этажа можно было видеть все, что творится внутри. Дворы, превращенные в залы, были щедро застеклены.

    Архитектор, влюбленный в новизну, весь остов сконструировал из железа, подперев колоннами сеть балок и перекрытий. Воздух и свет имели сюда свободный доступ, публика беспрепятственно двигалась под смелыми взлетами далеко раскинутых ферм. Это был храм современной торговли, легкий и основательный, созданный для толп покупательниц».

    В советское время вход на фабрику украшал орден Трудового Красного Знамени. На железной двери всегда висела табличка «Требуются»



    етербургский архитектор с французской фамилией де Рошфор следовал канонам жанра и в союзе с инженером Липским создал нечто подобное — со стеклянным куполом, угловой «чешуйчатокрылой» башней. В 1907 году Рошфор явно подражал недавно открытой громаде компании «Зингер» на Невском, этакой смеси парижского с нью-йоркским. Оттуда позаимствовал и металлический каркас, который в Петербурге первым применил в «Зингере» архитектор Павел Сюзор. Но на Мойке здание поскромней: никакой позолоты, все пышные детали убраны наверх. Низ дома чем-то созвучен современной архитектуре, и если бы в советское время исчезла не только башня, но и три верхних этажа, создавалось бы впечатление чего-то революционного. Так строили в Америке представители чикагской школы, когда спешно восстанавливали этот мегаполис после пожара 1871 года. Металлический каркас они поначалу применяли как противо пожарное средство. Окна нижних этажей — горизонтальные прямоугольники с фрамугами по бокам — так и называются: «чикагские». Потом уже в Нью-Йорке к этому стилю добавили всевозможные украшения, позаимствованные из Европы, в таком виде эта манера и проникла в Петербург. Более яркого примера производственно-офисного здания из Нового Света, чем «Эсдерс», во всей России не сыскать. Поскольку помимо магазина в здании размещались и швейные мастерские, после революции здесь организовали швейную фабрику и наградили ее именем погибшего комиссара по делам печати и пропаганды В. Володарского, бывшего портного. Со временем «Володарка» разрослась, открыла филиалы в Пскове, Сланцах и Великих Луках. Еще в 1928 году цех пошива дамской одежды был выделен в самостоятельное предприятие «Большевичка». В перестройку от старых названий поспешили отречься и переименовались в FOSP — «иностранная» аббревиатура курьезным образом расшифровывалась как «Fабрика одежды Sанкт-Pетербурга».

    уда же делись Эсдерс и Схефальс? Стефан Эсдерс умер своей смертью в Вене в 1920 году, за щедрые пожертвования приходскому храму его имя присвоили площади вокруг церкви. Карл Схефальс в 1919 году был арестован у себя на Гороховой и препровожден в тюрьму ЧК — о встрече с ним упоминает Юрий Безсонов в своих воспоминаниях «Двадцать шесть тюрем и побег с Соловков». Правда, добавляет, что, отсидев четыре месяца, Схефальс сумел откупиться от чекистов и выйти на свободу. Архивы голландской колонии Петербурга указывают, что его семье удалось покинуть Россию. Славу торгового дома «Эсдерс» поддерживали парижское и брюссельское отделения, руководимые Анри Эсдерсом. На французских форумах старожилы Парижа вспоминают замечательные витрины с механическими фигурами на улице Риволи, 126, — сейчас там шестиэтажный магазин C&A. Новаторские швейные мастерские Эсдерса, с огромными железобетонными перекрытиями, построенные в Париже в 1920 году по проекту Огюста Перре, были разрушены. Несколько лет назад снесли обветшавшее здание «Эсдерса» в Брюсселе. Так что устоявший «храм торговли» у Красного моста — последний из могикан, напоминающий о некогда могущественной торговой сети. Анна Петрова
    Практика

    Дмитрий Абрамов

    генеральный директор компании «БТК девелопмент» — о новой жизни здания на Мойке Место и история обязывают. Среди клиентов роскошного европейского магазина на углу Мойки и Гороховой была сама императрица Александра Федоровна. Но поскольку в советское время в здании, а также в соседних домах (№75, 77 и 79 по набережной) размещалась швейная фабрика, все эти помещения эксплуатировались крайне прагматично. Перекрыли атриум, ликвидировали световой фонарь на доме № 73, разобрали угловую башню. Сейчас мы воссоздаем утраченные детали фасада — не только башню со шпилем, но и элементы, информацию о которых удалось найти лишь в архивных документах. Например, вдоль всех этажей вновь появятся золотые надписи «юбки», «ливреи», «зонтики» как на русском, так и на французском языке. Фасады уже готовы. И приятно, когда коллеги и парт неры, проезжая мимо, не могут удержаться — набирают твой номер и делятся впечатлениями. Уже в конце 2012 года на верхних этажах углового дома разместятся видовые рестораны. Остальные этажи займет престижная торговая галерея, цокольные помещения — крупный продуктовый магазин премиум-класса. В соседнем доме (№ 75) будут дорогие апартаменты, а в домах № 77 и 79 — деловой комплекс класса А, ориентированный на крупные международные и российские компании. Трехуровневый автоматизированный подземный паркинг обеспечит высокий уровень сервиса для наших арендаторов и посетителей торгового дома.

    С последних этажей открывается замечательная панорама города

    Просмотров: 208 | Добавил: useque | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz